Дороги, которые мы бы хотели

Пропагандист планировки комфортных для жизни городов Макс Кац в своём блоге делится своими взглядами на организацию транспортной системы в городе. В частности, вот что он говорит о дорогах (можно прочитать полностью):

«Важно понимать, что в мире есть два типа дорог: местные и хайвеи. И те, и другие нужны для автомобилей. Однако они имеют совсем разные свойства. Так же, как метро и автобус: метро ездит быстро, имеет мало остановок, спрятано под землю. А автобус — ездит относительно медленно, у него много остановок и он всегда рядом. Так же и хайвеи — это дороги, которые строят, чтобы очень быстро пересечь большую территорию. Поэтому на них никогда не ходит общественный транспорт, их никогда не строят рядом с жилыми домами, на них очень редкие съезды, на них нет светофоров и пешеходных переходов, а скорость порядка 120 км/час. А местные дороги наоборот — проходят в жилой зоне, все переходы на них сделаны зеброй, есть светофоры, ходит общественный транспорт и скорость ограничена 50 км/час».

Прочитав статью компетентного в данном вопросе человека, я решил поделиться своими наболевшими накопившимися дилетантскими взглядами на то, какими должны быть в идеале магистральные дороги в городе.

Во-первых, магистральные городские дороги должны, насколько это возможно, иметь хотя бы самую узкую физическую срединную полосу или барьер, разделяющие противоположно направленные транспортные потоки. Это очень важно прежде всего для самих водителей, так как физически исключается самая опасная для водителя ситуация — выезд на встречную полосу, будь он аварийным, совершённым намеренно или по неосторожности. Не менее удобно это и для пешеходов, которым намного удобнее переходить дорогу не целиком, а по половинкам (сначала одну половину с однонаправленным транспортным потоком, потом другую, при необходимости постояв на разделительном островке). Это же, кстати, позволяет сделать часть пешеходных переходов на такой дороге бессветофорными и в то же время безопасными для пешеходов, которым намного легче пережидать по транспортному потоку лишь с одной стороны. Если ширина дороги позволяет сделать более-менее широкую разделительную полосу, это решает для водителей проблему с неудобным и опасным поворотом налево (как с главной дороги на второстепенную, так и со второстепенной на главную, особенно если движение на главной дороге обычно интенсивное), заменяя поворот налево на поворот направо плюс разворот через специально отведённый под это разрыв в разделительной полосе. На дорогах без разделительной полосы всё равно приходится это делать по мере всё возрастающей интенсивности движения, проводя на перекрёстках всё больше сплошных линий и ставя знаки «только направо» при съезде со второстепенных дорог на магистральные. Разделительные полосы можно и украсить — например, так:

Улица Ломоносова в Великом Новгороде

Во-вторых, очень желательно наличие зелёной полосы, отделяющей проезжую часть от пешеходного тротуара — этим как раз могут похвастаться большинство магистральных улиц Великого Новгорода. Такие зелёные полосы (которых очень не хватает, например, в центре Петербурга), не только имеет своей целью обезопасить пешеходов, но и имеет чисто эстетическое значение — по более зелёному городу приятнее и ходить, да и насаженные вдоль зелёной полосы деревья здóрово очищают воздух. А вот расширять проезжую часть путём полного снесения таких зелёных полос — плохая идея; автомобилям места всё равно не будет хватать (не сейчас, так чуть позже), а пешеходы будут чувствовать себя более чем неудобно бок о бок с движущимися автомобилями, да и со стоящими вдоль края проезжей части тоже. Частичное уменьшение ширины зелёной полосы с целью расширения проезжей части (например, с четырёх до шести полос) возможно, но… см. в-третьих.

В-третьих, если физически или финансово возможно расширение магистральной дороги (например, с четырёх полос до шести), две новые крайние полосы нужно делать выделенными для общественного транспорта. Конечно, гораздо более соблазнительно отдать их просто автомобилям, но при этом надо иметь в виду, что чем больше пространства даёшь автомобилям, тем больше их становится, и в конечном счёте машинам будет мало и шести полос. А общественный транспорт, получив выделенные полосы, сможет составлять реальную альтернативу автомобилю для перемещения по городу, так как будет двигаться свободнее и быстрее, да и у легковушек под колёсами путаться не будет :) Если при этом сделать на всех остановках цифровые табло, чтобы пассажиры могли отслеживать время, оставшееся до прибытия нужного им автобуса, больше людей стало бы предпочитать пользоваться общественным транспортом как более быстрым и менее напряжным с точки зрения затрачиваемых на перемещение усилий. Дополнительные полосы для общественного транспорта можно организовать, например, путём частичного сужения зелёных полос по краям проезжей части (см. выше). Это особенно целесообразно для городов, в которых невозможно или нецелесообразно строительство трамвайных линий (таких, как Великий Новгород, Псков или Вологда).

Может быть, тогда и не придётся прибегать к жёстким и непопулярным мерам вроде «платнизации» парковок в центре города, чтобы уменьшить городской автомобильный поток? Завершить свои размышления хотелось бы ещё одной цитатой из той же записи Макса Каца, которая полностью соответствует моему взгляду на проблему:

«Главное — и пешеходам, и автомобилистам выгодно, чтобы мэрия тратила больше денег на общественный транспорт, потому что чем он будет лучше и удобней, тем меньше появится новых автомобилистов, и тем больше места на дорогах останется для тех, кто там ездит».

Реклама

комментария 2 to “Дороги, которые мы бы хотели”

  1. Разделительные островки на пешеходных переходах | Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] прошлогодней записи «Дороги, которые мы бы хотели» я упоминал преимущества дорог с разделительной […]

  2. «Новому городу» два года | Заметки лингвомана Says:

    […] что дороги на главных городских улицах должны иметь физическое разделение противоположно […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: