Номера заканчиваются, что делать?

Ещё несколько лет назад стали бить тревогу по поводу нехватки автомобильных номеров. В частности, это было сделано «Газетой.ру» в 2007-м (статья «Вот это будет номер»)  и «Российской газетой» в 2008-м (статья «Вот это номер!»).

Проблема понятна: темпы автомобилизации растут, номеров для новых машин требуется всё больше, и во многих регионах они попросту заканчивается. Наиболее остро эта проблема, разумеется, стоит для столицы и Подмосковья. В статье «Газеты.ру» даётся такая периодизация появления новых московских номеров: с 1994-го — 77, с 1998-го — 99, с 2002-го — 97, с 2005-го — 177 … Примерно в 2007-м в столице появились номера 199, а сейчас уже есть номера 197, правда, в них пока используются только самые первые буквосочетания (АА, АВ), но всё же есть о чём задуматься. Ведь на 197 список возможных номеров для Москвы заканчивается, а 277 уже не сделаешь — двойка попросту не поместиться в квадратик, отведённый для регионального номера.

На втором месте по числу региональных номеров идёт Подмосковье с номерами (в порядке появления) 50, 90, 150, 190. А вот Санкт-Петербург, как ни странно, до сих пор обходится двумя региональными номерами 78 и 98, а Ленинградская область даже ещё не использовала свой изначальный номер 47. Всё же есть разница между двумя столицами … Update: в Санкт-Петербурге всё-таки появились номера 178 (см. фото). 

ГОСТ на нынешние российские автомобильные номера был утверждён в 1994 году. Согласно ему, номера стали иметь формат «A001AA», а далее через вертикальную чёрточку записывается региональный номер. Каждому региону был присвоен региональный номер от 01 до 89, так как на тот момент в РФ было 87 регионов плюс два города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. Номера присваивались регионам в алфавитном порядке: сначала республикам (от Адыгеи до Чувашии), потом краям (от Алтайского до Хабаровского), потом областям (от Амурской до Ярославской), затем автономной области (Еврейской) и автономным округам (от Агинского Бурятского до Ямало-Ненецкого). Список региональных номеров РФ есть здесь .

Какое же максимальное число номеров в таком случае может иметь каждый регион? Займёмся простым арифметическим расчётом. Из 33 букв русского алфавита в российских автомобильных номерах используется лишь 12 — только те, которые совпадают по начертанию с латинскими буквами: А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Это сделано для того, чтобы номера были «международно узнаваемыми», т.е. не содержали непонятных для иностранцев букв. Таким образом, при 12 используемых буквах существует 12 х 12 х 12 = 1728 различных трёхбуквенных комбинаций. На каждую из них приходится по 999 цифровых комбинаций (999, а не 1000, так как не существует номеров 000). Таким образом, получаем для каждого региона 1728 х 999 = 1 726 272 номера. При этом нужно иметь в виду, что автомобили часто меняют хозяев (верно и обратное), и при перерегистрации автомобилю каждый раз выдают новый номер, а старый номер уничтожается. В 2005 году, правда, автовладельцам разрешили при покупке нового автомобиля оставлять номера со старого, но эта практика так и не стала массовой.

В результате не прошло и десяти лет, а регионам с наиболее высокими темпами автомобилизации пришлось брать себе новые региональные номера. Сначала это были «девяностые» номера (от 90 до 99), находившиеся в резерве. Наряду с Москвой, Подмосковьем и Санкт-Петербургом такие номера были взяты в Краснодарском крае (93 вместо 23) и Свердловской области (96 вместо 66). Также на номера 95 были заменены номера 20 в Чеченской республике, но тут уже, очевидно, другая история …

Затем пришёл черёд «сотых» номеров, которые к настоящему времени вынуждено были взять себе большинство регионов, в которых есть города-миллионники: Башкирия (102 вместо 02), Татарстан (116 вместо 16), Нижегородская область (152 вместо 52), Пермский край (159 вместо 59), Ростовская область (161 вместо 61), Самарская область (163 вместо 63), Челябинская область (174 вместо 74) … И это лишь те регионы, про которые мне известно — вполне возможно, есть и ещё. Кстати, трёхзначные региональные номера не соответствуют ГОСТу, но что делать?..

Одно из возможных решений предложил директор ООО «Знак» Валерий Пономарёв: нужно добавить в номера ещё одну букву. На предлагаемом Пономарёвым знаке российский флаг и код страны «RUS» переехали в левый угол (как эмблема Евросоюза на европейских регистрационных знаках), номер записывается в виде «АА000АА», а двузначный код региона для экономии места отделяется от него не вертикальной палочкой, а маленьким тире. В результате добавления ещё одной буквы число номеров для каждого региона увеличится в 12 раз. Это значит, что если бы в 1994 году были бы приняты такие номера, то даже москвичи всё ещё пользовались бы своими 77, причём к настоящему моменты была бы исчерпана всего лишь половина всех доступных «семьдесят седьмых» номеров. Тогда бы не было надобности и в номерах для особых видов транспорта (синие для милиции и ГАИ, жёлтые для общественного транспорта и такси) — всем бы можно было давать стандартные белые номера. Разве что военным и иностранным дипломатам оставили бы номера цветные :)

В статье «Российской газеты» предлагается иное решение — закреплять каждый номер либо за конкретным автовладельцем, либо за конкретным автомобилем. В обоих случаях при перепродаже автомобиля не нужно будет менять его номер, что резко сократит «текучесть» номеров. Правда, в этом случае появятся определённые сложности (подробнее см. статью), но номера это сохранит. А если за автомобилем будет закреплён определённый номер, то нужны ли будут региональные номера? Ведь при перепродаже автомобиля или переезде его владельца в другой регион номера всё равно придётся менять, что неэкономно. «Привязка номера к региону интересна только сотрудникам дорожно-патрульной службы для определения свой — чужой. Потому на новых номерах обозначение региона не нужно вовсе. За их счет можно еще больше увеличить ёмкость знака — например, добавлением еще одной буквы», — говорится в газете.

В связи с этим любопытно было бы узнать, существует ли «привязка» к региону автомобильных номеров в других странах. На Украине существует такая же система региональных номеров, как и у нас — по крайней мере, в номерах старого образца. В Германии две первых буквы в номер обозначают регион (например, Гамбург — HH). Про другие страны ничего не могу сказать, так как недостаточно подробно знаком с их номерами. Может, кто из читателей поможет? :) Также интересно было бы узнать о том, насколько помогла реформа номеров в некоторых странах ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина) решить проблему нехватки номеров.

P.S. Кстати, также предлагается узаконить регистрацию «красивых» номеров за отдельную плату: хочешь три семёрки на номерах — пожалуйста, но плати уже официально. Есть предложение продавать такие номера с аукциона. Практика официального приобретения «красивого» номера за плату существует в некоторых западных странах; так, в Великобритании на номере можно написать даже своё имя, например, VIC100. Такие номерные таблички называются vanity plates — «таблички тщеславия». (хм … то есть будем поощрять тщеславие?) Или можно, наоборот, нивелировать красивые номера с остальными и раздавать номера с тремя одинаковыми буквами и цифрами грузовикам и мусоровозам, как это попытались делать на Камчатке …

Реклама
Опубликовано в Разное. Метки: . 12 комментариев »

комментариев 12 to “Номера заканчиваются, что делать?”

  1. Александр Андрейко (aleksandrit) Says:

    А что плохого в поощрении тщеславия? :)

    • max425 Says:

      То, что оно тще-славие :) Пелевин его назвал менее благозвучно — «анальный вау-фактор», т.е. удовольствие («wow!»), получаемое от «испускания» денег.

      Да к тому же «блатные» номера дают некоторым фактическую вседозволенность на дорогах. Так что, может быть, имело бы смысл хотя бы де-юре дэ-юрэ их уравнять с остальными — хотя понимаю, что одно это проблемы не решит.

  2. Сергей Says:

    Без проблем, Самара 63-й регион, (раньше номера на КШ были (Куйбышев), типа КШБ, КШЮ и двузначный через тире. Потом (еще при Советской власти! на УК, типа УКА, УКБ, УКШ). Потом на 63, потом, когда резерв на 63 закончился, начался на 163. Ну еще девять ведь цифр! 263, 363, и т.д. Да мы раньше вымрем, как человечество, чем у Арифметики цифры закончатся!

    • max425 Says:

      Сергей, 263 уже не поместится на номерной табличке — см. запись. Разве только делать её меньшим шрифтом.

      Да и лучше было бы ввести номера нового образца с четырьмя буквами, чем каждые несколько лет вводить новые региональные номера. Тем более что «сотые» номера нарушают систему: если есть номера 199, то, получается, в России 199 регионов? :) Так может подумать какой-нибудь иностранец, например.

      Так что через пару лет мы посмотрим, что будет делать Москва, когда у неё закончатся номера 197 :)

  3. Сергей Says:

    Это как? 163 помещается, а 263 — нет? Да у нас в Самаре уже сейчас почти половина машин с номером на 163!

  4. max425 Says:

    Обратите внимание, что в «сотых» номерах вертикальная палочка, отделяющая региональный номер, смещена влево по сравнению с двузначными номерами и почти наползает на буквы. Цифра 1 самая узкая, поэтому для двойки и последующих цифр пришлось бы эту вертикальную палочку смещать ещё влево, и тогда она попросту наползёт на буквы.

    Кстати, пользуясь случаем, хотел бы спросить: насколько в вашем регионе популярны ВАЗы? ;) В Нижнем Новгороде вот по понятным причинам самыми престижными считаются «Волги», и их по городу ездит очень много.

  5. max425 Says:

    Кстати, наши номера в любом случае нестандартные. В европейских и даже «наших бывших» странах а) флаг и код страны находятся в левом нижнем углу; б) буквы и цифры одинаковой высоты. И только у нас всё наоборот, да ещё и есть отдельный квадратик для регионального номера :) Хотя разную высоту букв и цифр на наших номерах объяснить можно — чтобы цифры выделялись на фоне букв, и можно экономить место и не отделять буквы от цифр тире или пробелами.

    Номера типа RUS АА001АА-77 были бы и вместительнее, и стандартнее. Можно было бы даже вынести региональный номер как константу вперёд: RUS 77-АА001АА.

  6. Сергей Says:

    «Волги» — напрочь почти отсутствуют! «Жигулей» — очень мало. Регион — нефтяной, богатый. От нас (из Отрадного) одна из веток нефтепровода «Дружба». Конечно, летом «подснежники» вылезают, то есть, пенсионеры — на дачи. Но их все меньше. Навигации на Волге практически нет, кроме локальной (на тот берег, до Подгор, до Рождественно, и т.д. До Тольятти (80 км) — давно уже нет.) Два-три пассажирских трехпалубных (раз в неделю увидишь!). Наверное, дорого (а по-моему — и занудно!). Одна знакомая, моего возраста, каждое лето — тур по Волге, но не официально билет покупает, а договаривается со знакомыми боцманами (не подумайте плохого, у нее хахаль есть). Получается в два раза дешевле. Говорит, самый чистый город на Волге — Чебоксары, Самара — самый грязный, увы. Два года назад был в Саратове — набережная у них — страшная просто (по архитектуре). Не удивительно, что вечером там никто не гуляет — подпорная стенка высотой 3 м! У нас все три набережные (с пляжами!) — летом, даже ночью — не протолкнешься, толпа — как на первомайской демонстрации в советские времена. Даже ночью довольно много людей на пляжах плавают…

  7. Вячеслав Says:

    В Болгарии, одной из не очень многих кириллописьменных стран, система отчасти схожа с нашей — в номерах используется только часть алфавита, похожая на латиницу.

    Регионы не нумерованы, а обозначены буквами. Причём за нехваткой полезных кириллических букв бывают неожиданные обозначения: если „С“ для Софии и „К“ для Кырджали понятно, то „Н“ для Шумена или „РВ“ для Пловдива понять сложнее. Разумеется, местными они воспринимаются уже как идеограммы.

    Когда диапазон исчерпывается, заводится ещё одно буквенное сочетание для региона: для Софии есть „СА“ и т. д.

    • max425 Says:

      Ну, в маленькой Болгарии это можно сделать — номеров всё равно надолго хватит :)

      Что касается компактного расположения регионального номера, здесь уместно вспомнить украинские и эстонские номера старого образца. На украинских региональный номер был написан маленькими цифрами в левом нижнем углу под флажком, на эстонских посередине таблички буквы и цифры на номере разделяет наклейка с двумя цифрами, идущими одна над другой. Я не уверен до конца, что это именно номер региона, но что ещё это может быть? :)

      Правда, на Украине теперь вроде бы номера нового образца без региональных номеров, а Эстония перешла на стандартные евросоюзовские номера.

  8. Автомобильные номера | Amikeco.ru Says:

    […] Автор: В. Иванов. Записано 22.07.2010 в 01:04 Максим Шарапов написал про номерные знаки и вдохновил меня рассказать о болгарских. В Болгарии, […]

  9. Номера двух независимых республик « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] болгарские номера у Вячеслава Иванова (aka amikeco) или же подробнее про наши российские номера. Опубликовано в Разное. Метки: автомобили, география. […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: