Дорога из Новгорода в Кончанско-Суворовское

Только сейчас я собрался написать о своей поездке на день рождения. А то скоро мне уже ехать в другое место, а я ещё об этой поездке не написал :)

Итак, на мой день рождения мы с родителями ездили в музей-усадьбу Александра Васильевича Суворова, которая расположена в селе Кончанско-Суворовское Боровичского района Новгородской области. Поехали туда на автобусе Новгород — Хвойная, поэтому по дороге много чего увидели. А точнее, увидели все города районные центры, через которые проезжал автобус.

Во-первых, должен сказать, что не исследованная мной дотоле дорога из Новгорода на Москву является самым красивым магистральным выездом из города. На самом деле, из Новгорода в направлении Москвы целых три (!) выезда, которые у въездного знака в город пересекаются в одной точке. «Парадный» выезд — тот, который ведёт из центра города через мост Александра Невского — красиво обсажен с обеих сторон деревьями, да так, что их кроны смыкаются над дорогой:

Затем всю дорогу до самых Боровичей один красивый пейзаж сменялся другим: пруды по обеим сторонам дороги под Новгородом, сосновые и еловые леса от Крестец до Окуловки и от Окуловки до Боровичей. Впрочем, фотографии едва ли передадут впечатление от красот тамошней природы — это надо увидеть самому:

А всё потому, что дорога Крестцы — Окуловка — Боровичи проходит по отрогам Валдайской возвышенности. От этого часть дороги идёт по холмам: вверх — вниз, вверх — вниз … Говорят, на Валдае природа ещё красивее — надо будет и туда съездить.

Теперь о посещённых городах и прочих посёлках. Первую остановку автобус сделал в посёлке городского типа Крéстцы. Датой основания посёлка считается 1393 год, а своё название он получил от того, что находился (и до сих пор находится) на перекрёстке дорог на Москву и Боровичи. При Екатерине II Крестцы получили статус города, но в 1928 году снова стали посёлком. Упоминаются у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» под названием Крестьцы; правда, о посёлке городе в книге особо ничего нет — глава о Крестцах посвящена философско-социальным размышлениям главного героя, пока он их проезжал. Крестцы известны прежде всего Крестецкой строчкой — особым видом шитья. Изделия Крестецкой строчки известны далеко за пределами Новгородской области.

На гербе Крестец такие же два медведя, как и на гербе Новгорода, а внизу изображены две скрещённые дороги — напоминание об источнике названия города:

Самая заметная достопримечательность Крестец — церковь Троицы, которая хорошо видна с трассы М10 Москва — Санкт-Петербург, проходящей по окраине посёлка:

Чуть раньше, на въезде со стороны Новгорода, у трассы М10 по левой стороне стоит мемориал лётчикам Великой Отечественной войны. На постаменте стоит самолёт МиГ-17, выпускавшийся уже после войны. Сам я его сфотографировать из окна автобуса не успел, поэтому выкладываю фото, взятое отсюда:

Посёлок состоит в основном из частных домов, в центре есть каменные двухэтажные дома. Автовокзал находится, как я понял, на центральной площади, на которой также расположены администрация Крестецкого района, дом культуры и парк; неподалёку расположен кинотеатр.

В Крестцах автобус свернул с трассы М10 на дорогу регионального значения и через 54 километра доехал до города Окýловки. Судя по карте, трасса Крестцы — Боровичи проходит посередине города, но пока мы не съехали с трассы в сторону автовокзала, города как будто совсем не было видно: кругом зелено и одни частные дома. Автовокзал в городе неприметный (хотя сзади возвышается внушительная церковная башня), а вот находящийся по соседству ж/д вокзал представляет собой довольно красивое здание из красного кирпича. Кстати, через Окуловку проходит железная дорога Москва — Санкт-Петербург, и здесь останавливаются даже дневные рейсы «Сапсанов» (вот бы на них когда-нибудь прокатиться!).

Update: Говорят, что Москва—Санкт-Петербург —  единственное железнодорожное направление, на всём протяжении которого сохранились архитектурно значимые здания вокзалов, построенные ещё в середине XIX века вместе с Николаевской железной дорогой. К ним относятся в том числе и Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге (до революции оба вокзала назывались Николаевскими), а также вокзалы в Твери, Вышнем Волочке, Бологом, Малой Вишере. Однако в 2000-х годах старинный вокзал в Окуловке был снесён с целью спрямления железнодорожной линии, и несколько лет город не имел своего вокзала, а билеты на поезда продавались в стоящих на запасных путях старой электричке (!!!). Нынешнее здание вокзала существует с 2004 года (пруфлинк).

Говорят, в Окуловке также находится памятник великому русскому путешественнику Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю, уроженцу Окуловского района.

Далее наша города лежала через Боровичи. Это второй по величине город Новгородской области с населением 50 с небольшим тысяч человек. Боровичи — крупный промышленный центр, в котором расположено около десятка предприятий, таких как Боровичский комбинат огнеупоров и завод «Боровичи-мебель».

Я лично думал, что Боровичи будут таким же крупным оживлённым городом, как посещённые мною прошлой осенью Великие Луки — фактически уменьшенный Псков с удивительно интенсивным движением на дорогах. Боровичи же оказался тихим городом, и машин там ездит немного. Что и неудивительно — по населению Боровичи в два раза меньше Великих Лук, в то время как Новгород и Псков по этому показателю примерно равны.

Наиболее известной достопримечательностью Боровичей является старинный арочный мост через реку Мсту, построенный в 1905 году. Когда-то он был автомобильным, с 2006 года стал пешеходным. Я его видел из окна автобуса, когда мы переезжали Мсту по расположенному неподалёку автомобильному мосту, но не успел сфотографировать, поэтому снова выкладывю чужую фотку:

Как я узнал позднее, машинам въезд на мост преграждает цепь, на которой боровичские молодожёны вешают замки верности.

В Боровичах также находится уникальный деревянный (!) железнодорожный вокзал, сохранившийся с 1870-х (!!) годов. К сожалению, мы мимо него не проезжали, но судя по , его здание скорее похоже на усадьбу, чем на вокзал:

Такие старые постройки сохранились в городе благодаря тому, что в годы войны город Боровичи не был оккупирован немецко-фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны. Ведь и в Новгороде, не будь он разрушен в те годы, сохранилось бы куда больше памятников, в том числе цепной пешеходный мост, не уступавший по красоте тверскому Старому мосту

В центре Боровичей есть и ещё несколько очень красивых зданий:


В центре города есть новый современный спорткомплекс
«Олимпийский» «Олимп», перед которым стоит скульптура двум гимнастам:

Автовокзал в городе тоже довольно приличный:


Ну, а от Боровичей всего 35 км до Кончанско-Суворовского. Продолжение следует >>

 

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Про север Новгородской области, в том числе о Боровичах и Кончанско-Суворовском, также написано в познавательном онлайн-журнале «Школа жизни».

Реклама

комментариев 5 to “Дорога из Новгорода в Кончанско-Суворовское”

  1. Санкт-Петербург – Окуловка « Эхо блогосферы Says:

    […] max425 пишет: Кстати, через Окуловку проходит железная дорога Москва — Санкт-Петербург. Говорят, в Окуловке находится памятник великому русскому путешественнику Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю, уроженцу Окуловского района. … […]

  2. Кончанско-Суворовское « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] Дорога из Новгорода в Кончанско-Суворовское […]

  3. okkervil Says:

    «Однако в 2000-х годах старинный вокзал в Окуловке был снесён с целью спрямления железнодорожной линии, и несколько лет город не имел своего вокзала, а билеты на поезда продавались в стоящих на запасных путях старой электричке (!!!).»
    Не однажды путешествовал электропоездами из Петербурга в Москву и обратно. До сих пор считал: вокзал в Окуловке сгорел, а на восстановление не нашли средств (сообщали СМИ).
    Билеты тогда продавали вовсе не в стоящей электричке (во всяком случае поначалу), а в отцепленном плацкартном вагоне. Стал искать в интернете информацию о пожаре на вокзале в Окуловке и поразился: ничего такого нет. Что это было? Происки жёлтой прессы или легенды местного населения? Похоже — всё вместе. Результат: спрямление железной дороги и отсутствие замечательного исторического вокзала. Ловко магистраль спрямили :(

  4. Ольга Says:

    У Вас опубликована фотография с подписью «Здание аквапарка», так вот это здание раньше принадлежало заводу, а аквапарк находится в спорткомплексе «Олимп». А стрелка и табличка на здании как реклама и указывает местонахождение «Олимпа».

  5. Железнодорожный вокзал в Боровичах (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] был в Боровичах всего один раз проездом по дороге в Кончанско-Суворовское и потому видел город только […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: