Петербургские зарисовки

Не прошло и двух недель с Петербургского фестиваля языков, а мне опять пришлось ехать по делам в Питер. Когда с делами было покончено, отправились гулять по северной столице.

В этот раз я увидел памятники двум великим поэтам. Точнее,  поэту и поэтессе. На улице Восстания, в какой-нибудь сотне метров от Московского вокзала, в сквере гимназии стоит памятник Анне Ахматовой:

Году в 2006-м, когда я как раз заинтересовался творчеством Ахматовой, я даже побывал в её доме-музее в Фонтанном доме, что на Литейном, 53.

А в сквере Академии художеств имени Репина, что на Университетской набережной, недавно был открыт памятник осетинскому поэту и художнику Костá Хетагурову (aka Къоста), который когда-то учился в этой Академии. На основании памятника высечены его строки (интересно, как они звучали в оригинале, т.е. по-осетински):

Весь мир — мой храм,
Любовь — моя святыня,
Вселенная — отечество моё.

Теперь о нелитературных впечатлениях. В этот раз мы снова сошли с новгородского автобуса в Купчине и, выйдя на перрон метро, очень удивился. Там как раз стоял поезд, но … часть людей почему-то осталась стоять на перроне и совсем не стремилась в него войти. Подумав, что это может быть какая-то местная этика (чтобы садящимся на следующих станциях достались места?), мы тоже не стали входить и дождались следующего поезда.

В этот раз, благо мы были на Васильевском острове, я наконец-то увидел главное здание СПбГУ и стоящее рядом с ним здание филологического факультета (aka факультет филологии и искусств). Помню, когда-то я их пытался вычислить с противоположного берега Невы, стоя у Медного всадника, и так и не вычислил. Потому что ожидал какого-то высокого импозантного здания (как главный корпус МГУ или НовГУ), а оказалось, что «если не знаешь — не найдёшь» — отнюдь не в обиду тем, кто имеет отношение к этому одному из старейших и лучших университетов страны.

Затем мы перешли на Петроградскую сторону и побывали в зоопарке. Там же в кафе я в первый раз попробовал итальянское кофе латте (от итальянского caffelatte «кофе с молоком»). Меня интересовало, чем их латте отличается от нашего кофе с молоком. Отличие оказалось простым: мы смешиваем кофе и молоко, а у итальянцев они отдельно — снизу горький кофе, сверху вкусные сливки:

Наконец, по дороге от Московского вокзала к автовокзалу на углу Обводного и Лиговского я с удивлением заметил, что автобусы на Лиговскому едут … по трамвайной линии! Весьма  оригинальный способ выделить отдельную полосу общественному транспорту, чтобы он не стоял в пробках на дорогах. Эта практика распространена в Европе (там полосы для движения общественного транспорта вроде бы помечаются словом «BUS») и сейчас внедряется в Москве. Жаль, не успел заснять прекрасный кадр: три жёлтых автобуса друг за другом отъезжают от остановки по трамвайной линии.

Когда мы ехали обратно в Новгород на автобусе, перед нами сидел некий представитель «кавказской национальности» и всю дорогу оживлённо болтал по мобильному на своём языке. Меня удивили весьма мелодичные скачки интонации в его речи. Когда-то я уже обратил внимание на эту мелодичность кавказских языков (или какого-то одного кавказского языка?), когда ехал в маршрутке и слышал речь водителя-кавказца «на языке оригинала». Что интересно: для американского английского тоже характерны резкие скачки интонации «rise — fall — rise», но они отнюдь не делают речь американцев мелодичной.

В целом, поездка удалась. Теперь можно в Питер ещё год не ездить :)

Update: В этот раз ещё обратил внимание на то, что в питерском метро теперь не обязательно отстаивать очередь в кассы за жетонами — можно приобрести их в оранжевых автоматах рядом с кассами. Вставляешь 50 рублей и получаешь два жетона и 6 рублей сдачи (один жетон стоит 22 рубля). Сам, правда, ими не воспользовался и даже не сфотографировал, но на заметку себе взял.

Реклама

комментариев 14 to “Петербургские зарисовки”

  1. Сергей Says:

    Ну да, ну да. А вот сравни музыкальное (тональное) ударение в китайском, вьетнамском и в шведском. Китайский и вьетнамский — просто скрежет какой-то, а шведский — мелодично, симпатично, приятно. А вот в сербскохорватском, где оно (якобы!) есть — не слышно вААще! 12 лет назад к одному сербу шоферу фуры подкатил с магнитофоном — научи! С трудом понял, о чем я. Им это в детстве в школе преподавали, слегка…

    • max425 Says:

      К сожалению, я не владею ни одним языком с тоновым ударением, поэтому не имею возможности сравнивать.

      Говорят, что тоновое ударение в сербохорватском используется только в Хорватии, а в Сербии — нет. Хотя это опять-таки непроверенная информация.

      • S. Says:

        Кто говорит?

        Всюду есть. Где-то лучше слышно, где-то хуже. Какие-то тоны по своей природе сильнее выделяются на общем фоне, какие-то слабее. Воспроизводить их люди умеют, а отличать на слух (уметь назвать словами) сложно и никому не нужно.

  2. Slavik Says:

    » интересно, как они звучали в оригинале

    Так и звучали. Коста много писал по-русски, даже больше по-русски, чем по-осетински. Сотрудничал в газетах региона, оставил этнографический очерк „Особа“ и другие интересные тексты, оригинально написанные на русском.

    » ожидал какого-то высокого импозантного здания (как
    » главный корпус МГУ или НовГУ), а оказалось

    Ну в Питере блюдут линию горизонта, и здания не высовываются. Хотя здание „12 коллегий“ заметно своей длиной, например. По легенде „12 коллегий“ должны были вытянуться вдоль Невы, но Меньшиков поставил его торцом к реке и освободил место под фасад своего дворца (левее там, если с другого берега смотреть).

    » может быть какая-то местная этика

    Да нет, просто ехать далеко, а промежуток между поездами 2-4 минуты. Многие предпочитают (на конечных станциях особенно) дождаться следующего поезда и сесть, а не стоять всю дорогу. В автобусах тоже так, особенно в вечерний час-пик: люди стоят в очереди и заполняют только сидячие места, после чего заходить не желают. Можно без очереди садится в маршрутный автобус, если места для стояния есть, а никто не хочет их занимать.

  3. max425 Says:

    >Ну в Питере блюдут линию горизонта, и здания не высовываются

    Ну да, вот из-за этого многие против строительства «Охта-центра», который эту традицию резко нарушит.

    Кстати, почему-то СПбГУ расположен на удивление далеко от метро от СПбГУ на удивление далеко расположено метро: от «Василеостровской» мы шли минут 15-20 — за это время, наверное, можно дойти до станции «Невский проспект»-«Гостиный двор» на другом берегу. Интересно, с чем это связано и создаёт ли это транспортные неудобства для студентов?

    • Slavik Says:

      Ну так сложилось, что метро далеко.
      Неудобств доставляет немало, особенно в непогоду.
      Там с набережной можно уехать на Невский (7 автобус что ли и всякий другой транспорт) или пешком пройти через дворы до Василеостровской (не очень далеко, но всё же расстояние). Мне в последние годы при университете было удобно ходить через мост к Спортивной; что ли минут 15 там уходит на такой пеший поход.

      Возможно, уже в ближайшем времени откроют станцию Адмиралтейская на пятой линии (почему-то её не рисуют ещё как пересадочную; вообще задумана как пересадка с 3 „зелёной“ на 5 „фиолетовую“). Тогда метро будет сразу за Невой, от Дворцового моста ещё чуть-чуть. Будет проще ходить пешком тем, кто ездит на юг.

      СПбГУ вообще специфичный вуз. Он очень размазан по городу (и пригородам). Плотный университетский городок есть только в Петергофе. Т. о. на Университетской набережной только ректорат и меньшая часть студентов вуза (филфак и пара менее крупных факультетов). Другие факультеты тоже, впрочем, криво расположены. До ф-та менеджмента идти от Приморской минут 15, до ф-та социологии, может, дольше даже от Чернышевской, технические факультеты вообще за городом по направлению на Ломоносов — места там живописные, но зимой гиблые. Особенно если кто из города каждый день ездит, то это мучение просто.

  4. Сергей Says:

    Ну вы даёте! «заполняют только сидячие места, после чего заходить не желают»! У нас, в Самаре желают, желают и ещё раз желают. До эпохи маршруток, когда были только автобы, троллейбы и трамы, мой девиз: «Не родился еще такой автоб (троль или трам), чтоб я в него не сел, если мне нужно». А нужно-то всегда…

  5. max425 Says:

    Вячеславу:

    Хорошо бы поскорее открыли «Адмиралтейскую». Тогда действительно метро бы было прямо у Дворцовой площади — и, наверное, появилась бы ближайшая станция метро к университету :)

    Вот только почему всё тянут со станцией «Обводный канал»? Автовокзал ведь расположен далеко от ближайшей станции метро. Хотя, как выяснилось, от Московского вокзала туда можно удобно доехать на автобусах 74 и 76 — они сворачивают с Лиговского проспекта и высаживают прямо напротив автовокзала ;)

    Кстати, не знал, что со «Звенигородской» сделали пересадку на «Пушкинскую». Из-за этого, когда я ехал с фестиваля на Московский вокзал, выбрал нерациональный маршрут и поехал с двумя пересадками, да ещё и приехал на «Маяковскую», от которой до вокзала порядочно пилить пешком. Поэтому не успел на экспресс в 17:15, и пришлось ехать в Новгород на автобусе.

    >Будет проще ходить пешком тем, кто ездит на юг

    Почему же только на юг? Доехал до «Садовой» или «Звенигородской», пересел — и поезжай оттуда в любом направлении :)

    >СПбГУ вообще специфичный вуз. Он очень размазан по городу (и пригородам)

    С НовГУ та же ситуация. В главном корпусе расположен только ректорат, Политехнический институт и Институт электронных и информационных систем. Остальные четыре института (педагогический, гуманитарный, сельскохозяйственный, медицинский) разбросаны по разным районам города — хотя три последних находятся относительно близко друг к другу. Связано это с тем, что Новгородский университет представляет собой искусственное объединение уже существовавших в городе институтов и является одним из самых молодых университетов в стране (объединение институтов в университет произошло только в 1993 году).

    Кстати, а что за факультет СПбГУ расположен у «Горьковской» напротив планетария? В этот раз видел там очень красивое розовое здание с белыми колоннами и крупной надписью «Санкт-Петербургский государственный университет», но не понял, что это за отделение.

    Сергею:

    У нас в Великом Новгороде подобная ситуация, потому что автобусы и даже маршрутки всё же не ходят с интервалом в 2-4 минуты. Пропустил — следующего придётся жать минут 15-20 минимум, а вечером (после 19 часов) можно и все 40.

    А у вас в Самаре нет метро?

    • Slavik Says:

      » можно удобно доехать на автобусах 74 и 76

      Автобус на коротких расстояниях в Питере не опция — меня, например, душит жаба платить вдруг 19 рублей за километр расстояния. Тем более что не весь транспорт по 19 в идеальном состоянии — те же трамваи убитые, медленные и грязные.

      » нерациональный маршрут и поехал с двумя пересадками

      Где-то читал, что каждая пересадка резко сокращает среднюю скорость передвижения по метро :) Верю, в принципе.

      » что за факультет СПбГУ расположен у «Горьковской»

      Я плохо ориентируюсь там :) В следующий раз присмотрись к вывеске.

      Сергей» Ну вы даёте! … У нас, в Самаре желают, желают

      Я радуюсь, когда мой народ „жиреет“. Явление новое, я сам удивился и как-то порадовался даже. Речь идёт о автобусах класса „пазик“, которые отвозят людей от станции метро в спальный микрорайон — они стоят очередью и подъезжают по мере заполнения предыдущего. В результате люди стали ждать сидячих мест. Раньше на этой дороге были только жёлтые газели, причём в недостаточном количестве, и гнилые трамваи. Ну давка, всё такое, разумеется тоже.

    • Nisa Says:

      Возле «Горьковской» не факультет СПбГУ, а часть другого университета. Там есть синие буковки «ИТМО»
      Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.

  6. max425 Says:

    >меня, например, душит жаба платить вдруг 19 рублей за километр расстояния

    Так у вас же вроде есть единые проездные на наземный транспорт и на метро? Те, которые петербуржцы прикладывают к турникетам метро?

    >Речь идёт о автобусах класса „пазик“
    >они стоят очередью и подъезжают по мере заполнения предыдущего

    Подобное мне доводилось наблюдать в Нижнем Новгороде. Там маршрутки-«пазики» на конечных тоже стоят подолгу, пока не заполнятся. Зачастую стоят и набирают пассажиров сразу несколько «пазиков» разных маршрутов. Естественно, что при этом сменяются они быстро.

    В Великом Новгороде не так — тут маршрутки по «поведению» ближе к автобусам: подъехали, посадили кого есть и уехали. На конечных они тоже долго не отстаиваются — быстро разворачиваются и едут на следующий круг. Если водитель видит, что кто-то бежит за маршруткой, он подождёт (в отличие от водителей некоторых автобусов), но если никого нет, тут же уезжает. Ещё одно отличие в том, что в Великом Новгороде маршрутки останавливаются на каждой остановке (если только не заполненные до отказа, так что новых всё равно не посадить), а в Нижнем на «пазиках» нужно нажимать кнопку над дверью, если хочешь выйти, и голосовать рукой, если хочешь войти. Во многих маршрутках даже есть надписи типа «Не нажал кнопку — проехал остановку». Если новгородские «Газели» могут теоретически для посадки/высадки остановиться где угодно, то в Нижнем остановят только на следующей остановке, если замешкался и поздно нажал кнопку. Я сам на этом несколько раз обжигался.

  7. Петербургские зарисовки | rsstimes.info Says:

    […] автор: путешествия « WordPress.com Tag Feed […]

  8. max425 Says:

    Ещё мне не понравился подход к Московскому вокзалу. От метро «Площадь Восстания» к нему нужно два раза переходить дорогу, причём переход Лиговского проспекта находится метрах в 50 от площади. То есть надо сначала пройти вглубь, потом перейти, потом вернуться обратно. При этом подземного перехода нет.

    В Москве, по крайней мере, к Трём вокзалам и к Курскому от метро есть удобные подземные переходы. Если следовать питерской логике, то в Москве выход из станции метро «Комсомольская» должен быть только на одной из двух сторон дороги, а переход от Ленинградского и Ярославского к Казанскому вокзалу должен проходить не под Комсомольской площадью, а по обычной зебре где-нибудь за площадью.

    Это не говоря уже о том, что не очень удобно, что из питерских станций метро обычно только один выход, а из московских — два: по одну сторону дороги и по другую.

    Кстати, в районе вокзала почему-то на удивление много людей переходят дорогу на красный свет, хотя они знают, что уже через минуту им будет зелёный. Проезжающим там водителям поэтому не позавидуешь …

  9. Мосты, атланты и другое « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] столице оказались не менее продуктивными, чем в предыдущем. Опубликовано в Путешествия. Метки: Путешествия, […]


Добавить комментарий для Slavik Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: