Нужен ли автомобиль в городе?

Время от времени мне случается ездить в машине пассажиром. Когда это случается при переезде между городами, особых претензий к этому у меня нет. Но когда это случается при езде по городу, я каждый раз убеждаюсь в том, что автомобиль для езды по городу — зачастую скорее роскошь, чем средство передвижения.

Да, на машине ездить всё быстрее и удобнее, чем на автобусе. Не надо идти на остановку и с остановки, а можно подъехать прямо к месту назначения. Но … насколько и в чём удобнее?

В советское время автомобиль считался роскошью, но тогда он хотя бы давал ощутимые преимущества при передвижении с минимальными затратами нервов и усилий. Потому что автомобили тогда были мало у кого и дороги были свободными — езжай поезжай куда хочешь!

Пробка в Киеве вечером около 20 часов. Фото Анны Шириной

Сейчас автомобилей стало много. С появлением всевозможных выгодных автокредитов — ещё больше. И если с мегаполисами (прежде всего с двумя столицами) всё понятно уже давно — на метро ездить гораздо удобнее, чем на любом наземном виде транспорта — то теперь есть о чём задуматься и в Новгороде, одном из самых маленьких областных центров страны.

Когда я сюда только приехал, пробок в городе практически не было, и автомобилей было сравнительно мало. Примерно в 2006 году в районе моста Александра Невского появились первые пробки — тогда ещё это было в диковинку. С тех пор ситуация на дорогах развивалась в сторону увеличения числа автомобилей и … числа традиционно «пробочных» мест (мост Александра Невского, оба выезда из Западного района — виадук и Нехинская улица, участок Большой Санкт-Петербургской между площадью Строителей и Колмовым). Дороги-то у нас строили в советское время, и на поголовную автомобилизацию (в отличие от Запада) они рассчитаны не были! Потому в Новгороде практически все магистральные дороги четырёхполосные — по две полосы в каждую сторону. Они давно уже стали тесными для всё растущего потока автомобилей, но проблема в том, что их в стороны не расширить — некуда. Стоит двум машинам «поцеловаться» посреди дороги и на долгое время перекрыть одну из двух полос — будьте уверены, что за ними сразу же соберётся пробка.

Так вот: когда видишь все эти перестроения с полосы на полосу, повороты налево без светофора, поиск места для парковки или маршрута подъезда к нужному месту, односторонние движения и т.д. и т.п., то заиметь свою машину как-то не хочется. Нынешний водитель должен быть очень и очень внимательным, и езда требует максимальной концентрации внимания как минимум. Да ещё крепких нервов, терпеливости и психической устойчивости. И это не говоря о том, что при езде по городу тратится в полтора — два раза больше бензина, чем при езде на трассе. В результате, как я слышал, новгородские водители могут тратить на бензин до 2000 рублей в месяц. При том, что даже с учётом недавнего подорожания проездной на автобус-троллейбус стоит 715 рублей, то есть почти в три раза дешевле.

Другое дело — выезд за город или переезд между городами. Там автомобиль действительно даёт довольно ощутимые преимущества, весьма точно описанные в школьной теме по английскому «Travelling»: «You need not buy tickets. You need not carry heavy suitcases. You can stop wherever you wish and spend there as much time as you like … »

Я знаю, что многие могли бы мне привести сотню возражений. Но моё мнение таково: если бы у меня и была машина, я бы её закатил в гараж и вытаскивал оттуда только в крайних случаях, то есть для выездов за город или путешествий :) Кстати, я слышал, что некоторые (хотя, может быть, и не большинство) так и делают. А в западных странах сейчас призывают людей пользоваться не личным, а общественным транспортом — чтобы снизить плотность транспортного потока и количество пробок, а также чтобы меньше загрязнять окружающую среду.

Так, может, всё же лучше пересесть на велосипеды? Я, например, сейчас подумываю о том, не купить ли мне велосипед в обозримом будущем.

В заключение приведу слова из романа Виктора Суворова «Аквариум». Время действия — 70-е годы прошлого века:

По  улице чёрный «Мерседес» проехал.  На  заднем  сиденье  утопает  в подушках человек, одетый  в  белые простыни. Это  представитель  бедной  страны поехал  на совещание  требовать денег от богатых стран. Дипломаты богатых стран тоже на совещание едут. Но у богатых машины поскромнее. Говорят,  что в  будущем  разрыв между богатыми и бедными  странами будет увеличиваться. Так специалисты говорят,  им  виднее. Большой  разрыв  будет  означать,  что  дипломаты  бедных  стран  только  на «роллс-ройсах»  ездить  будут,  а  дипломаты  богатых  стран,  наверное,  на велосипеды пересядут для экономии.

Не знаю как дипломаты, а многие простые жители стран Северной и Центральной Европы на велосипеды пересели. Мы тоже пересели. На дорогие иномарки.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Вопрос о целесообразности владения автомобилем интересует меня уже довольно давно. Когда-то я даже написал рассказ на эту тему.

Реклама

комментариев 7 to “Нужен ли автомобиль в городе?”

  1. Ребекка Says:

    Я из Запада, и по-моему автомобиль совсем не нужен в городе. Здесь когда люди об этом говорят, это больше вопрос о загрязнении, чем о удобности. Автомобили не только источники пробок, а больше всего они делают воздух крайне неприятным для пешеходов и велосипедистов. На севере в Скандинавии все отлично для велосипедистов, а в столицах — не очень, итак после двух сломанных велосипедов я теперь езжу на метро и на трамвай ;)

  2. D. Says:

    прочтите http://saint-juste.narod.ru/urban.htm , там как раз есть некоторые мысли прямо по интересующей вас теме. Что касается массового велосипеда в России, то с нашим климатом и с нашим состоянием дорог — это утопия.

  3. Восемь причин отказаться от автомобиля в городе « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] автомобильной темы, начатой здесь и продолженной здесь, выкладываю свой полуюмористический список причин, […]

  4. Десять причин отказаться от автомобиля в городе « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] не роскошь, а средст…Восемь причин отказа… on Нужен ли автомобиль в гор…Восемь причин отказа… on Велосипед не роскошь, а […]

  5. Хочешь в центр — плати! « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] места, переезда из города в город и т. п.. В городе же (и уж точно в его центре) его вполне может заменить […]

  6. Один день без автомобиля « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] место велосипедизму. С точки зрения европейцев, излишнее использование автомобилей в городе не только создаёт нежелательные пробки и делает […]

  7. «Новому городу» два года | Заметки лингвомана Says:

    […] — что автомобиль удобен только до тех пор, пока автомобилей (как движущихся, так и припаркованных) в городе не становится слишком много, а потом, по меткому выражению Аркадия Райкина, «мы все едем медленно, потому что всем надо быстро» и езда на автомобиле по городу превращается в сплошной геморрой, риск и нервы; […]


Добавить комментарий для D. Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: