Остров, Псковская область

Раз уж я начал выкладывать фотоотчёты о посещённых мною городах, то, думаю, будет уместно рассказать о городе Острове, в котором я вырос и учился в школе. Тем более что я как раз снова уезжаю туда на праздники.

Остров — третий по величине город Псковской области (после Пскова и Великих Лук) с населением в 24 тысячи человек (а ведь когда-то было 40 тысяч!) Город расположен в 53 км к югу от Пскова, на федеральной трассе M20 Санкт-Петербург — Киев. Здесь же от указанной трассы отходит трасса A116 на Ригу.

Город был основан в 1341 году на островке, образуемой двумя рукавами реки Великой; отсюда и его название. Первоначально на данном островке располагалась крепость; сейчас от неё остались лишь развалины одной из стен. Остров с самого начала своего существования играл роль форпоста на подступах к Пскову с юга.

Сейчас, приезжая в Остров со стороны Пскова на автобусе, первым делом попадаешь на автовокзал, находящийся на окраине города. Впрочем, до центра города отсюда будет всего минут 20 ходьбы. Автобуcы на Псков отправляются отсюда каждый час. В основном, правда, это проходящие автобусы, идущие на Псков из Пушкинских Гор или Великих Лук.

Ранее неприглядное, здание острóвского (именно с таким ударением говорят сами островичи) автовокзала теперь хорошо отделано и снаружи, и внутри. Даже сайдинг снаружи сделали (кажется, так это называется?) Вот только надпись «Остров» или «Автовокзал» почему-то сделать забыли. И из-за этого возникает ощущение, что на здании хоть и всё есть, но чего-то не хватает:

Если же ехать из Пскова на пригородном поезде (не электричке, ибо все железные дороги в Псковской области не электрифицированы), то знакомство с городом наснётся с железнодорожного вокзала, расположенного совершенно на противоположной окраине города (!) Отсюда до центра горнода придётся добираться уже на автобусе (можно, конечно, и пешком, но это долго).

Вокзал теперь тоже чистый и прибранный и покрашенный в зелёный цвет (а раньше он был жёлтый). Но поезда через него ходят нечасто: по два раза в день здесь проходят пригородный поезд из Пскова и обратно (Псков — Пыталово и Псков — Скангали) да по разу в день (и то ночью) проходят поезда Санкт-Петербург — Рига и Санкт-Петербург — Вильнюс. Когда-то здесь ещё ходил поезд Санкт-Петербург — Калининград, но его давно уже тут нет. Вполне возможно, что этого поезда теперь нет «вообще совсем».

Ну, а если ехать в Остров на машине, то нужно держаться трассы Санкт-Петербург — Киев. Она проходит по самой окраине города — точнее сказать, между собственно городом и садово-дачными участками. В месте поворота на Ригу, о котором уже говорилось, стоит указатель на Пыталово, а чуть дальше — знак, что автодорога платная:

Не знаю, правда, для кого она платная (для дальнобойщиков?) и где именно она становится платной (за Пыталовым, в пограничной зоне у границы с Латвией?).

В любом случае, отправляемся в центр города. Центральная площадь города — площадь Клавы Назаровой. Она названа именем героини подпольного сопротивления немецко-фашистским оккупантам в Острове в годы Великой Отечественной войны. В конце концов ей деятельность была раскрыта, а она сама казнена фашистами. На площади стоит памятник Клаве Назаровой, а в городе её именем также названа одна из улиц.

Вообще, за то время, что я уехал из Острова (и бываю в нём только наездами), город заметно похорошел. Ту же центральную площадь прибрали и отгородили от проезжей части белыми «камешками». Кстати, в 2009 году перед юбилеем города так же отгородили от проезжей части Софийскую площадь. В обоих случаях получилось и красиво, и как-то увереннее себя чувствуешь, когда идёшь по пешеходной части площади вдоль проезжей части.

На противоположной стороне площади стоит главный храм города — Свято-Троицкий собор, построенный в 1790 году по велению Екатерины II.

Немного в стороне находится главная гостиница города — гостиница «Остров». Тоже теперь обитая сайдингом.

Дорога из центра города в сторону автовокзала и выезда из города в сторону Пскова идёт на подъём. Поэтому теперь вдоль неё сделали красивую ступенчатую мостовую:

Но мы пойдём от центральной площади в противоположную сторону и перейдём реку Великую по главной достопримечательности и гордости Острова — двум висячим мостам. Один из них соединяет правый берег реки Великой с тем самым островком, на котором когда-то находилась крепость (а сейчас находится Никольская церковь 1542 г.), а второй мост соединяет островок с левым берегом реки Великой:

Это уже вид с другого берега реки. Главная особенность островских висячих мостов — это то, что они оба не имеют ни одной опоры в воде и держатся исключительно на цепях. Говорят, что это единственные такие мосты в России, сохранившиеся до наших дней. Похожие цепные мосты в Твери, Киеве, Будапеште и т.п. всё же имеют по две опоры из них, да и цепи на том же тверском Старом мосту, по-видимому, больше выполняют декоративную функцию.

Мосты построены в 1853 году. На их открытие приехал император Николай I и лично прошёл по мостам. В годы Великой Отечественной войны мосты были разрушены, затем восстановлены.

Висячие мосты пешеходные, с деревянным настилом, положенным поперёк металлических балок. Раньше настил состоял из широких досок с широкими щелями между ними в некоторых местах, теперь же мост застелен плотного пригнанными друг к другу узкими досками:

Автомобильный мост через реку Великую находится ниже по течению, на той самой трассе Санкт-Петербург — Киев. Недалеко от него на берегу реки Великой расположен недавно восстановленный из руин прекрасный Спасо-Казанский Симанский женский монастырь.

Этот монастырь получил название Симанского по имени жившего когда-то в Острове рода Симанских. К этому роду, кстати, принадлежал Алексий I (в миру Сергей Симанский), Патриарх Московский и всея Руси в 1945-1970 годах. После революции монастырь был разрушен, и ещё несколько лет назад на месте этого храма были лишь развалины когда-то существовавшего монастыря. Но уже сейчас этот монастырь является действующим, там живут насельницы, и его территория активно застраивается. Ещё прошлым летом у этого храма были лишь стены без окон, а теперь у него уже есть купола удивительной красоты.

Говорят, что святой праведный Иоанн Кронштадтский когда-то предсказал, что Симанский монастырь будет разрушен, а затем будет снова отстроен, и в нём снова возобновится монашеская жизнь. Так и случилось.

Вот, пожалуй, и всё, что можно рассказать интересного о нашем провинциальном городе. В последние годы в нём как будто стало намного меньше людей (что, видимо, связано с оттоком из города военнослужащих), но зато город прибрали и сделали более красивым и приятным. Так что всё медленно, но верно меняется к лучшему. Даже в провинции, что особенно радует :)

Реклама

комментария 23 to “Остров, Псковская область”

  1. Максим Says:

    Спасибо. Я давно к Пскову неравнодушен.

  2. Alex Says:

    Уже 6 лет не был в Острове и с удовольствием посмотрел (почти онлайн) фотографии. Спасибо! Нет слов…

  3. Стас Says:

    Я не был в Острове с1963г я просто хотел бы снова побывать там где прошла моя служба в армии давно это было хотелось посмотреть город как он изменился за эти годы,а сейчас после развала союза очень обидно, что не можеш поехать и посмотреть где прошла твоя служба очень много хороших воспоминаний об Острове и Пскове там жил мой командир полковник Сухомлинов Андрей Иванович так что я каждый день ездил в Псков.

  4. Иван Says:

    Прекрасное, подробное интернет-путешествие по Острову. Хочу высказать одно замечание — по поводу неэлектрифицированных железных дорог. Я однажды по этому поводу даже поругался с соседкой по купе, которая оказалась ж/д работником с 30-летним стажем. Так вот, неэлектрифицированны у нас только разве что Камчатка с Чукоткой. Абсолютно по ВСЕЙ европейской территории Росссии поезда ходят на ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ тяге, даже если они и не называются электричками. Даже поезда дальнего следования. Дизельные локомотивы практически не используются — разве что комбинированные с электрическим приводом (дизель-электровозы).

  5. Иван Says:

    Приписываю еще несколько комментариев.
    1. Поезд «Санкт-Петербург — Калининград» существует, но идет через Дно и дальше в Белоруссию, минуя Остров и в объезд Латвии.
    2. Автодорога «Остров — Пыталово» становится платной на границе с Латвией :) Многих смущает надпись «платная автодорога». На самом деле по России по ней можно ездить абсолютно бесплатно, платить за это попросту некому — касс нигде нет :)

  6. max425 Says:

    Иван, спасибо за комментарии. У Вас, кстати, очень интересный блог, надо будет его порекомендовать в одной из моих следующих записей.

    Поясните только, что Вы имете в виду, говоря, что «по ВСЕЙ европейской территории России поезда ходят на ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ тяге, даже если они и не называются электричками». Ведь по неэлектрифицированным железным дорогам (как в Псковской области) могут ходить только пригородные поезда на тепловозной тяге. А где же там электрическая тяга?

    • Evgeniy Reshetov Says:

      Там нигде нет электрической тяги и где есть железные дороги иногда ходят тепловозы. Однако местный поезд Пыталово — Псков о котором упоминает автор с недавних пор тоже отменён. Автор этой статьи к сожалениюю прав только в одном, что это некогда третий по величине город в Псковской области и в том, что в последнее время он действительно опустел. В городе по выходным более нет танцев в парке. Дома офицеров в военных городках закрыты. Вот здесь нашёл видео, но при просмотре сердце кровью обливается от осознания того во что превращён мой родной город. Часто там бываю, но ситуация с каждым годом только усугубляется к сожалению http://www.youtube.com/watch?v=phtqrep_rmA&feature=related

      • admin Says:

        Евгений, ну авторы нашли что снимать. Улицы Освобождения и Молодогвардейцев никогда ни на что в городе и не претендовали. Где площадь с собором, где мосты, где торговые ряды от центра через пятую школу к почте, где улица Меркурьева — где улица 25 октября, в конце концов? Такое представление о городе может сложиться у транзитников или дальнобойщиков, которые срезают дорогу из Эстонии на трассу М20 через Печоры, Палкино и собственно Остров. Но всё же Остров — это несколько большее, чем кучи деревянных домов и заброшенных строений, хотя да, такова значительная часть города.

        Поездив по разным областным и необластным городам и посравнивав впечатления от них с туристическими открытками, я понял, что любой город можно показать лицом, а можно и обратной стороной — как и сделано в данном видео.

  7. Vjaĉeslav Ivanov Says:

    Неэлектрифицированы даже куски под Москвой — и когда поезд (одно время нерегулярный) из Владикавказа в Питер огибал Москву, он был влеком чадящим тепловозом по одноколейным извилистым дорожкам. В Московской области.

    В Ленинградской области тоже сколько угодно неэлектрифицированных путей, где ходят т. н. „дизеля“ — электрички с дизелем в моторном вагоне (видимо дизель крутит генератор, а усилие на колёса подаёт электродвигатель, но это уже технические детали).

  8. Максим Хлопонин Says:

    А вы случаем не в 4-й школе учились?
    Может быть, в 3-м городке жили?

  9. Шесть лет в Великом Новгороде « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] Новгород и Псков, поскольку я родился в Нижнем, а вырос в Псковской области. P.S. Сегодня также день рождения сразу у нескольких […]

  10. Два фото из интернет-улова « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] просматривая в Контакте фото из города моего детства Острова (Псковская область), увидел интересное фото, датированное 11 августа сего […]

  11. Борис Says:

    Спасибо автору за то, что напомнил мне детство, которое было связано с мостами,- бабушка жила в 5 минутах от южного. А какая там текла из колонки вода!

    • Валенина Says:

      И нигде, никто не пишет что в Острове стоит дом бабушки Николая Рериха! Что, правда об этом никто не знает?

    • Александр Says:

      Борис, а на какой улице жила ваша бабушка. у меня тетка жила на калинина,21 и сейчас ищу всех своих родственников.

      • Наталья Says:

        А у меня на Калинина, 41 жило много родственников — Петровы… никого уж не осталось. А были крестная с мужем и их сыновья — мои двоюродные братья. И в Глушнях стоит дом, где вырос мой отец и его сёстры…мы туда почти каждое лето приезжали.

  12. Валенина Says:

    Это не целый дом, а его часть сохранилась. ул. 25 октября, дом 55

    • max425 Says:

      Там хоть есть какая-то мемориальная доска или что-то другое, указывающее на то, что это именно дом Рериха?

  13. андрей Says:

    я ,а я всё же имею отношение к архитектуре,притом, самое непосредственное, с ужасом наблядаю,как рафинированные идиоты «обшивают» сайдингом старые и даже старинные раритетные арх.-ные сооружения..Иначе,как вандализмом ,это нельзя назвать;это убогость внутреннего мира,отсутствие таланта интерпретации внешней эстетики.И «это » всё при том,что сайдинг удобен при решении многих скромных проблем хозяйственных непритягательныхпостроек

  14. андрей Says:

    добавлю;»обшивка» сайдингом создало очевидный прорыв в строительстве недорогих каркасных (каркас из бруса деревянного/возможен и металл.-ий уголок/с применением утеплителя и гипсокартона) домов Кстати,в»истории» города Острова ни»бм-бум » не сказано о ЗНАЧИМЫХ событиях 1480г.,последующих после нападения Ивана третьего на В,Новгород..(тяжёлых последствиях для этих славян).Опять же Россия?-В 16 -м веке Иван Грозн. подписывался :-Великий князь Белая Руси и финнов.( Б.Р.-вовсе не Беларусь/ВКЛ/)

  15. Эльвира Says:

    Я с Островом связана по мужу.Давно, больше 20 лет Обожаю
    Великую, старую часть центра города, парк, мосты,липовую аллею
    напротив разбитого, как после бомбежки, льнозавода.
    Хотелось бы, чтобы администрация города сохранила
    особый дух старинного красивого центра города. А все
    остальное в городе …

  16. Сбербанк и остановка: два в одном « Заметки увлечённого лингвиста Says:

    […] В августе случайно увидел в сбербанковской газете «Копилка» статью про новый сбербанковский офис-остановку, установленную в центре моего бывшего города Острова: […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: